Наименование предприятия по сост. 1941-45 г.г.:

Челябинский металлургический завод

Наименование предприятия по сост. на 2020 г.:

Челябинский металлургический комбинат «Мечел»

Присоединение эвак.предприятий:

завод «Электросталь» (Московская обл.)

Рудченковский коксохимический завод (Донецкая обл. УССР)

Металлургический завод им. Ворошилова  (Алчевск УССР)

Металлургический  завод  (Донецк УССР) — Константиновский завод

«Вторчермет» (Ростовская обл.)

Производство в годы войны:

Производство чугуна, стали и металлопроката.

Описание/интересные факты:

15 мая 1930 года ЦК ВКП(б) принимает постановление о необходимости развития горно-рудного района и строительства на Урале крупных металлургических производств:

«Индустриализация страны не может опираться только на одну южную угольно-металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири…»

Помимо сооружения домн, электросталеплавильного цеха и огромного прокатного цеха, в первую очередь строительства завода входило также сооружение чугунолитейного, кузнечного, ремонтно-механического и деревообделочного цехов, завода огнеупоров. Необходимо было также построить плотину на реке Миасс с береговой насосной станцией, центральную компрессорную, ТЭЦ и все магистральные коммуникации. На стройке катастрофически не хватало механизмов. По официальной информации, на огромном объекте работало всего 480 износившихся грузовых автомашин, 32 паровоза и 300 вагонов, 15 экскаваторов общей емкостью около 14 кубических метров, 27 бетономешалок и 13 камнедробилок. По воспоминаниям зэков и трудармейцев, все работы делались вручную.

«Брали в руки лопаты, чтобы кротами врыться в землю, соорудить котлованы под фундаменты для первой доменной печи, первого прокатного стана, электросталеплавильного завода, коксовых батарей и многочисленных подземных коммуникаций.
8-тысячная армия узников 7-го стройотряда все эти годы была закреплена за тремя вытянутыми в одну линию объектами: доменными печами, прокатными цехами, а потом и теплоэлектроцентралью. Всё здесь, как и в других местах гигантской стройки, делалось вручную. Не было никакой землеройной техники, за исключением одного экскаватора. Не имелось и подъёмных механизмов. «Стакан» под фундамент первой доменной печи, глубиной 40 метров, выкапывали так: каждая лопата земли — мягкой, твёрдой, сухой или слякотной — перекидывалась с одной полки на следующую, пока не достигала, наконец, поверхности. Сотни тачек отвозили её по узким дощатым дорожкам как можно дальше, чтобы оставить место для той земли, которая ещё выйдет на-гора. 11-метровые и помельче выемки под прокатные станы и другие объекты выбирали методом пандусов — достаточно наклонённых стен котлована, по которым — опять-таки тачками, но с буксиром — вывозились десятки тысяч кубометров земли, часть которой после бетонирования фундамента нужно было возвратить на место. Но Бакалстрой в 1942 году — это не только стройплощадка, не одни земляные, бетонные и монтажные работы. На главные объекты трудились и многочисленные подсобники: бетонные заводы, деревообрабатывающий…
, вспоминает трудармеец Вольтер. Всего в Бакаллаге на тот момент (лето и осень 1942 года) трудилось до 16 отрядов зэков, численность каждого отряда составляла от 4 до 8 тыс. человек. Естественно, что не все они были заняты на главной стройке, часть строила вспомогательные объекты. Лагупнкты трудармейцев находились вблизи строящимихся объектов (Доменстроя, Стальпрокатстроя, Коксохимстроя, Жилстроя), а вокруг всей стройки был сооружен гигантский периметр охраны, с колючей проволокой и вышками.

Хотя в официальной истории ЧМК упор стандартно делается на чудесном «героическом порыве трудящихся масс», самопроизвольно работавших без выходных по 12 часов в сутки, реалии «социалистического чуда» были намного проще и упирались в биологическое выживание.

В отличие от электрометаллургического и прокатного цеха, строительство домн шло медленно. Дело было в том, что несмотря на массовый «героизм», ручное строительство этих огромных объектов шло закономерно трудно. Мало того — не хватало доменного оборудования. В 1941 году прибыло оборудование с Новолипецкого метзавода, которое, правда, весной 1942 года отправили обратно, поскольку руководство СССР посчитало, что угроза самому Липецку отсутствует. Жизнь скорректировала эти планы, и в августе 1942 года доменное оборудование с НЛМЗ поехало в очередной раз в обратном направлении, поскольку в виду германского наступления на Юге возникла угроза захвата Липецка. Поэтому домны были окончательно сооружены лишь весной 1944 года.

Разумеется, что касается главной стройки, то ее руководство постаралось докладывать о «свершениях» как можно скорее. 7 февраля коллектив Челябметаллургстроя рапортовал Государственному Комитету Обороны о завершении строительства и сдаче в эксплуатацию первой очереди металлургического гиганта. Как пишется в официальной истории, «даже в мирное время «на всем готовом» столь грандиозные работы в такой короткий срок не производились». В реальности же первая эксплуатационная плавка в электрометаллургическом цехе на одной единственной печи (про домны указано выше) произошла лишь 19 апреля 1943 года. Затем еще несколько месяцев понадобилось на отладку процесса. Остальные 4 печи (в цехе их было пять) были запущены с большим трудом лишь к декабрю 1943 года.

В начале 1944 года в строй вошла ТЭЦ. На начало 1945 года, когда завод нормально заработал в рамках плановых мощностей, в составе ЧМК находились:

— пять электрометаллургических печей (по 30 тонн каждая);
— две доменных печи общей мощностью до 600 тыс. тонн чугуна;
— два прокатных стана («350» и «800»);
— ТЭЦ (электротурбина на 25 тыс. кВтч);
— 2 коксовые батареи.

Именно Челябинский металлургический комбинат впоследствии даст новой компании имя – «Мечел». Ядром будущего холдинга «Мечел» и базой для дальнейшего развития стали Челябинский металлургической комбинат и «Южный Кузбасс». С объединения в одну цепочку производителей угля и стали начался рост компании. Возникший эффект синергии лег в основу дальнейшей консолидации активов и последующего развития Группы «Мечел».

Особые награды:

Предприятие, получившее на вечное хранение Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Источник:

энц. Челяб.обл. т. 7 с.242 энц. Челябин.с.516

http://www.mechel.ru/about/history/

https://fb.ru/article/287819/chelyabinskiy-metallurgicheskiy-zavod-istoriya-adres-produktsiya-rukovodstvo

https://su-industria.livejournal.com/713.html