Брянский мост Челябинская обл., г.Усть-Катав
  • Описание объекта

«Брянский мост» — висячий (подвесной) мост в Усть-Катаве через реку Юрюзань. Мост на двух металлических опорах с пилонами — прямоугольными железобетонными колоннами. Одна из опор установлена на берегу, а другая — в воде. Расстояние между пилонами – 72 метра. Полотно основного пролета моста усилено фермами.

  • Адрес/Местоположение

Челябинская область, г.Усть-Катав.

  • Географические координаты

Широта: 54.933676, Долгота: 58.176550.

  • Время создания/восстановления

1944 год.

  • Текстовые и цифровые надписи

«Брянский мост»

«1944»

  • Состояние объекта и прилегающей территории

Нет данных.

  • Краткие исторические/краеведческие/биографические/архивные сведения и источники

К началу 1940-х годов жители Усть-Катава перебирались с одного берега на другой по небольшому подвесному мосту. В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в поселок при Усть-Катавском заводе были эвакуированы предприятия из городов прифронтовой полосы.  Старый подвесной мост, по которому многие рабочие добирались из дома на производство и обратно, не справлялся с увеличившейся нагрузкой. Поэтому специалисты эвакуированного Брянского машиностроительного завода имени Кирова спроектировали новый подвесной мост.

Строительство началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в память о совместном труде усть-катавцев и работников эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода. Кроме того, в названии отразилось и авторство проектировщиков моста.

Брянский мост стал использоваться для движения автотранспорта и пешеходов. К концу 1980-х годов решено было в целях безопасности закрыть проезд по мосту. Брянский мост в 1990-х реконструировали и он превратился в «прогулочный» мост. Ныне он одна из визитных карточек города.

  • Автор/Авторы

Специалисты Брянского машиностроительного завода имени Кирова.

  • Сведения об охранном статусе объекта

Нет данных.

  • Дополнительные и прочие сведения

Иногда встречается информация, что Брянский мост — вантовый, однако это не соответствует действительности. У вантовых мостов все тросы (ванты) крепятся непосредственно к пилонам. У Брянского моста между двумя пилонами закреплены основные несущие тросы, а уже к ним крепятся вертикальные тросы, поддерживающие полотно моста. Это образец классического висячего (подвесного) моста. Основные конструкции сооружения металлические (за исключением пилонов), а вот настил, по которому ходят пешеходы — дощатый, перила тоже деревянные. В этом можно увидеть своеобразное провинциальное обаяние моста.

Любопытный факт: в Усть-Катаве есть Французский мост, построенный в 1913-1914 гг. Он соединял находящийся на левом берегу реки Юрюзань Усть-Катавский завод и посёлок с возникшим на правобережье в 1899-1900 гг. поселком «Колония» (ныне Первомайский, в г. Усть-Катаве), в котором обосновались иностранные, главным образом, бельгийские специалисты, акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», взявшие Усть-Катавский завод в аренду. Если название Французского моста родилось в народе, а уже затем закрепилось в документах, то имя Брянского моста было в прямом смысле слова железно зафиксировано сразу же после постройки. На пилоне моста на левом берегу установлена металлическая табличка с названием — «Брянский мост», ниже — дата открытия моста: 1944.

Ист.: http://укго.рф/node/39

Никто не забыт, ничто не забыто. Памятники и памятные места Челябинской области. Издание второе, дополненное и переработанное. — Челябинск: ООО ЦРТ «Альтернатива», 2020. — с.286

Вид Объекта : 005. Инженерное сооружение
Статус объекта : Тыловой (с элементами тылового)
Тип объекта : Материальный объект