- Описание объекта
Памятник представляет собой самолет-бомбардировщик Ил-28 №30, установленный на высоком постаменте. Посвящен подвигу лётчиков и штурманов, отдавших жизнь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- Адрес/Местоположение
Челябинская область, г.Челябинск, поселок Шагол (размещен у остановки общественного транспорта «ЧВВАКУШ»).
- Географические координаты
Широта: 55.240711, Долгота: 61.317060
- Время создания/восстановления
9 мая 1975 года.
- Текстовые и цифровые надписи
«Министерство культуры Челябинской области. Объект культурного наследия регионального значения».
««Самолет» — памятник летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. 09.05.1975 г.»
Подлежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную и иную ответственность.
Поставлен на государственную охрану Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 31.03.2010 г. №2211».
- Состояние объекта и прилегающей территории
Нет данных.
- Краткие исторические/краеведческие/биографические/архивные сведения и источники
Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов было создано 1 октября 1936 года. В годы Великой Отечественной войны в училище было подготовлено 25 выпусков штурманов, 18 выпусков стрелков-радистов. Подготовив около 8 тысяч авиационных специалистов, училище сформировало и отправило на фронт 5 авиационных полков и 1 авиационную эскадрилью. 27 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза. 15 лётчиков из состава пяти авиаполков, сформированных в первые годы войны на базе училища, также были удостоены звания Героев Советского Союза, более 2-х тысяч выпускников награждены боевыми орденами и медалями. Многие выпускники училища погибли в годы Великой Отечественной войны.
- Автор/Авторы
Нет данных.
- Сведения об охранном статусе объекта
Объект культурного наследия регионального значения (Решение исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 20.09.1977 г. № 371).
- Дополнительные и прочие сведения
Ил-28 — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик. Первый полёт машины с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» состоялся 8 июля 1948 года. Государственные испытания начались в феврале 1949 года уже с отечественными двигателями BK-1 (РД-45Ф).
Самолёт Ил-28 — первый советский реактивный бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. В середине 1950-х был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора.
Участвовал во множестве локальных конфликтов. За создание Ил-28 С.В.Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия. Самолет оказался технически надежным и приятным в управлении, и при этом достаточно маневренным. Помимо эксплуатации в ВС СССР, самолет поставлялся в Китай, Финляндию, Египет, Алжир, Болгарию, Чехословакию, ГДР, Вьетнам, Северную Корею, Йемен, Марокко, Кубу, Сомали, Сирию, Нигерию, Индонезию. В Афганистане самолет проявил себя достаточно хорошо в условиях гористой местности. Начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 Ил-28. К концу 1950-х годов их начали снимать с эксплуатации и заменять на Як-28, в ряде полков — на Ту-16. Некоторая часть самолетов была передана в летные училища, в качестве учебных машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолет Тамбовского, Оренбургского летных училищ и Челябинского училища штурманов.