- Описание объекта
Памятник, представляющий собой натуральный образец локомотива, находится в северной части города Магнитогорска, в непосредственной близости от вокзала «Магнитогорск-Пасажирский». Паровоз размещен на низком бетонном постаменте. На его левом борту у входа в паровозную будку была укреплена мемориальная доска с текстом. Слева и справа на паровозной будке нанесена марка паровоза: «ЭУ68458», также на правой стороне белой краской написаны слова: «Даешь магнитострой!»
- Адрес/Местоположение
г.Магнитогорск, пл.Привокзальная.
- Географические координаты
53.437604, 58.984198
- Время создания/восстановления
Июнь 1979 года.
- Текстовые и цифровые надписи
«ЭУ68458»
«Даешь магнитострой!»
«30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на станцию Магнитогорск»
- Состояние объекта и прилегающей территории
На дату осмотра (август 2018 года) — визуальная оценка состояния «удовлетворительно».
Во время «реставрации» все опознавательные знаки на левом борту паровозной будки были закрашены толстым слоем черной краски, и текст на ней стал плохо просматриваться. Краска на паровозе давно не обновлялась, имеются сколы, ржавые элементы, пустоты в обшивке.Постамент, на котором установлен паровоз в сколах, отваливаются части каменного основания. Территория вокруг не ухожена, валяется бытовой мусор. Паровоз огорожен невысоким черным металлическим забором (имеются элементы в виде пятиконечной красной звезды на всем протяжении забора) только с правой и задней частей.
Доступ к объекту свободный.
- Краткие исторические/краеведческие/биографические/архивные сведения и источники
Датой рождения Магнитогорска официально считается 30 июня 1929 года. В этот день по новой железнодорожной линии на станцию «Магнитогорская» прибыл первый поезд. Его доставил паровоз Эу 684–58 (паровоз «серии Э», модели 684 с заводским номером 58), выпущенный Коломенским заводом в том же 1929 году.
В 1974 году тот первый паровоз был найден в депо Троицк ЮУЖД и отреставрирован в локомотивном депо под руководством мастера В.Степаненко. К юбилею города, в июне 1979 года, локомотив был торжественно поставлен на вечную стоянку на Привокзальной площади.
Для установки паровоза на постамент, была проложена ж/д ветка, паровоз заехал своим ходом, он был в рабочем состоянии, во время митинга в честь открытия памятника издал протяжный гудок.
- Автор/Авторы
Постамент и мемориальную доску спроектировал магнитогорский архитектор В.С. Пономарев.
- Сведения об охранном статусе объекта
Памятник регионального значения. Номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — 741610675920005
- Дополнительные и прочие сведения
Паровозы типа «Эу» выпускали три паровозных завода — Брянский, Коломенский и Луганский. Паровозы этой серии вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самые массово выпускавшиеся, их производство продолжалось до 1957 года. Интересно, что в паспорте паровоза указан срок эксплуатации — 50 лет.
Во время Великой Отечественной войны перед железнодорожниками стояла труднейшая задача – к народнохозяйственным перевозкам прибавились перевозки для фронта. Не хватало подвижного состава для погрузки боевой техники и боеприпасов.
К середине 1941 г. на долю железных дорог приходилось свыше 85% общего грузооборота транспорта, что составляло 420,7 млрд ткм. Из-за внезапного нападения врага пришлось осуществлять перевозки мобилизационные из пунктов сбора в воинские части и по сосредоточению войск, а так же по эвакуации населения и предприятий в тыловые районы страны.