Наименование предприятия по сост. 1941-45 г.г.:

Грузовое вагонное депо Челябинск

Наименование предприятия по сост. на 2020 г.:

Депо вагонное пассажирское Челябинск

Производство в годы войны:

Строительство бронепоездов.

Описание/интересные факты:

Грузовое вагонное депо станции Челябинск — предприятие по эксплуатации и ремонту грузовых вагонов на железнодорожном транспорте. В соответствии с постановлением СНК СССР о выделении вагонного хозяйства в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта 4 ноября 1935 года на железнодорожном узле Челябинска был открыт вагоноремонтный пункт (после 1948 — вагонное депо) по ремонту грузовых вагонов, в комплекс которого входили цехи: вагоносборочный, слесарно-механический, кузнечный, деревообделочный и несколько вспомогательных. В 1936 году в депо были поставлены колесно-токарный, профильный, винторезный и сверлильный станки; вступила в эксплуатацию котельная с 2 котлами. В последующие годы были построены литейные мастерские для отливки тормозных колодок и деталей вагонов. Первоначально вагонное грузовое депо специализировалось на текущем ремонте вагонов, затем освоило более сложные виды технического обслуживания, в т.ч. капитальный ремонт. В годы Великой Отечественной войны коллектив вагонного грузового депо обеспечивал подвижным составом армию, участвовал в строительстве бронепоездов, а также санитарных и военно-восстановительных поездов, занимался оборудованием вагонов-бань и производством боеприпасов. 184 работника вагонного грузового депо воевали на фронте; 61 из них погиб в боях. Героями Советского Союза стали слесарь Л.И.Кадыргалеев и токарь М.П.Галин. После войны основной задачей вагонного грузового депо было восстановление вагонов. Потребовалась реконструкция производства, 1-й этап которой был начат в начале 1950-х гг.: основной ремонтный цех был перепрофилирован в колесный, построен мощный вагоносборочный производственный участок. На последующих этапах реконструкции были построены и оснащены технологическим оборудованием ремонтно-комплектовочные участки общей площадью более 3 тыс. м2. Для изготовления и ремонта нестандартного оборудования был построен экспериментальный цех. Коренной реконструкции подверглись эксплуатационные участки депо — пункты технического обслуживания вагонов (ПТО). На ПТО Челябинск-Главный впервые в стране была разработана и внедрена автоматизированная система управления, что позволило ежесуточно ремонтировать более 240 вагонов. В 1990-х гг. в рамках продолжающейся реконструкции был введен в эксплуатацию цех по ремонту колесно-токарных станков, что позволило обрабатывать детали весом более 14 т. Производственный коллектив депо 5 раз был участником ВДНХ СССР, неоднократным победителем социалистического соревнования (в 1979 году Государственное знамя победителя соцсоревнования было передано на вечное хранение). В современном коллективе вагонного грузового депо трудятся более 2 тыс. человек, 27 из них имеют звание «Почетный железнодорожник», а В.Ф.Жарких и В.М.Качева — заслуженные работники транспорта России.

Источник:

энц. Челябинск, с.240

http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=5476