Наименование предприятия по сост. 1941-45 г.г.:

Паровозное депо Челябинск

Наименование предприятия по сост. на 2020 г.:

Локомотивное ремонтное депо тепловозов Челябинск

Производство в годы войны:

Строительство бронепоездов.

Описание/интересные факты:

Строительство комплекса зданий паровозного депо началось в 1892 году.

 

18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо станции Челябинск Трегубенко заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: Южно-Уральской железной дороге предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.

Строительство первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» закончено к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд «Южноуральский железнодорожник». Испытания обеих прошли успешно.

Многочисленные трудности возникали у строителей. Вначале предполагалось, что опорные кольца поворотных механизмов орудийных башен будут производиться на челябинских заводах. Но необходимых станков не оказалось. Тогда за дело взялись ремонтники депо Челябинск. Было решено использовать бандажи паровозных колес. Для этого с каждого стального бандажа надо было снять по 45-70 миллиметров металла.

Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» Куплевахский характеризовал челябинские бронепоезда: «Бронеплощадки оснащены своеобразно. Каждая имела одну башню, поворачиваемую вручную. В ней французская пушка. При стрельбе с невысоким углом возвышения такие орудия оправдывали назначение. На каждом борту бронеплощадки 7,92-мм пулемёт Браунинг и 7,62-мм пулемёт ДТ. Личное оружие многих красноармейцев — японские винтовки. «Интернациональный» характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941-1942 годов».

20 февраля 1942 года изготовление бронепоездов №1 «Челябинский железнодорожник» и №2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов закончено.

В феврале 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали бронепоезда на фронт.

1 мая 1942 один из поездов принял боевое крещение под Брянском.

 

В двух депо (паровозном депо и пассажирском вагонном депо Челябинска) были построены, сформированы и отправлены на фронт 5 бронепоездов: №1 «Челябинский железнодорожник», №2 «Южноуральский железнодорожник» (в первом составе 38-го отдельного дивизиона бронепоездов, 28 июня 1942 года бронепоезд №1 уничтожен, №2 оставлен при отходе).

Всего за годы Великой отечественной войны Южно-Уральская магистраль поставила на фронт ещё 6 бронепоездов.

Машинист локомотивного депо «Челябинск» Агафонов организовал паровозную колонну имени Госкомитета Обороны, которая за три года войны провела более 2000 тяжеловесных поездов и перевезла в них сверх нормы полтора млн. тонн грузов, сэкономив около 5 тысяч тонн топлива.

 

В настоящее время ЮУЖД осталось три паровоза П36–031, Л–4429, ЛВ–0156, все они были построены уже после войны.

 

Источник:

энц. Челябинск, с.241

https://chelchel-ru.livejournal.com/922245.html

https://chel.aif.ru/society/ptransport/zheleznodorozhnyy_front_yuuzhd_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny

https://www.kp.ru/best/chel/yuzd-i-chelyabinskaya-oblast/

https://arhistrazh.livejournal.com/183937.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%C2%AB%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%C2%BB